Взаимоотношения между работником и нанимателем регулируются Трудовым кодексом РФ. Нередко интересы сотрудников нарушаются, и возникает вопрос: как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя в случае неправомерных действий с его стороны?
Основания для обращения
Государственная инспекция по охране труда – это инстанция, которая защищает права работника на любом предприятии. Ее обязанностями являются регулярные проверки организаций, рассмотрения жалоб и решение конфликтов между руководителем и подчиненными.
Как правило, большинство обращений в инспекцию поступает по следующим причинам:
- Нарушение выплаты заработной платы;
- Неблагоприятные условия труда;
- Неофициальная трудовая деятельность;
- Несоблюдение режима, отсутствие обеденного перерыва и времени для отдыха;
- Увольнение без определенных причин.
После поступления и рассмотрения заявки ведомство обязано провести внеплановую проверку фирмы. Если нарушение Трудового законодательства подтвердится, сотрудники инстанции потребуют устранить проблему в определенный срок. Кроме этого, к руководителю будут применены штрафные санкции.
Обратите внимание! Жаловаться в инспекцию имеют право не только официально оформленные сотрудники. Написать письмо могут также соискатели, которым отказали в трудоустройстве по необоснованным причинам.
Как составить жалобу на работодателя?
Основная причина, по которой заявления отклоняются – это некорректное составление документа. Определенного образца жалобы не существует, однако при написании следует использовать официально — деловой стиль.
Обращение должно содержать следующую информацию:
- Наименование ведомства по охране труда;
- Персональные данные заявителя;
- В основной части – претензии и требования;
- Дата написания жалобы и подпись;
- Список прикрепленных документов (при наличии).
Заявление не будет рассмотрено, если на бланке отсутствует почтовый адрес обратившегося лица.
Коллективная жалоба должна включать имена и подписи всех сотрудников, составляющих документ.
Для подтверждения своих слов, работник должен представить инспекции доказательства, свидетельствующие о нарушении прав. Ими могут являться:
- Письменный отказ руководителя предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск;
- Выписка с банковского счета сотрудника предприятия. Этот документ может подтвердить факт невыплаты заработной платы или перечисления денежных средств в неполном объеме;
- Копия трудового договора между сотрудником и организацией. Является доказательством нарушения порядка принятия и увольнения с занимаемой должности.
Как отправить жалобу?
Обращения, связанные с несоблюдением прав работников, отправляются в инспекцию по месту регистрации юридического лица (работодателя). Список адресов территориальных отделений находится на сайте Федеральной службы по труду и занятости населения.
Существует несколько вариантов направления жалобы:
- Лично;
- Заказным письмом через отделение Почты России;
- На электронный адрес.
При личном визите гражданин передает документы в приемную инстанции. Инспектор регистрирует заявку и присваивает ей порядковый номер. Если жалоба отправляется по почте, необходимо составить опись вложенных документов. Наиболее простым способом обращения в трудовую инспекцию является электронное письмо. Адрес для отправки указан на сайте региональной службы по труду. Подтверждающие документы фотографируются или сканируются, затем прикрепляются к письму.
Онлайн обращение
Отправить жалобу на работодателя можно через ресурс www.онлайнинспекция.рф. Для этого потребуется пройти простую регистрацию на портале. После авторизации необходимо выполнить ряд шагов:
- Открыть раздел «Сообщить о проблеме»;
- Из предложенных причин обращения выбрать необходимую категорию (прием, увольнение, нарушение трудового режима и т.д.);
- Если ни один из вариантов не совпадает с проблемой, нужно выбрать категорию «Иное нарушение»;
- В списке результатов рассмотрения жалобы выделить желаемый (проверка предприятия, установление виновных лиц, консультация специалиста);
- В диалоговом окне изложить суть претензий к работодателю;
- Разрешить обработку личных данных и отправить заявку.
Следить за ходом рассмотрения заявки можно в личном кабинете пользователя.
Онлайн заявку можно отправить анонимно. Для этого в заявлении указывается просьба не разглашать данные обратившегося сотрудника. Трудовая инспекция имеет право не рассматривать подобные жалобы, но в случае неоднократных обращений граждан обязана провести проверку.
Сколько времени рассматривают жалобу?
Жалобы на нарушение Трудового законодательства рассматриваются в течение 30 дней после регистрации заявления. Стоит отметить, что гражданин имеет право подать заявление на протяжении 3-х месяцев с момента нарушения его прав.
Сроки рассмотрения заявки могут быть увеличены. Основной причиной является отсутствие необходимых документов и материалов для проверки.
После принятия жалобы, инспектор службы обязан уведомить заявителя о начале проведения проверки. Информирование происходит следующими способами:
- СМС сообщением;
- Отправкой уведомления по почте;
- Письмом на электронный адрес.
По итогу ревизии сотрудник Трудовой инспекции составляет заключение, где указывает наличие или отсутствие нарушения прав подчиненных. Если проблема подтвердилась, работодателю выносится предписание об ее устранении. Обратившемуся сотруднику отправляется ответ с результатом рассмотрения жалобы и указанием принятых мер.
Заключение
Обращение в Трудовую инспекцию является эффективным методом защиты прав работников. Государственная служба по охране труда обязана рассмотреть жалобу каждого гражданина. Выявленные нарушения будут устранены, а организацию привлекут к административной ответственности за неправомерные действия в отношении сотрудников.
0 комментариев