В трудовой книге записаны все данные о месте и периоде работы человека. Следует бережно относиться к ее хранению, ведь потеря этого важного документа станет неприятностью для владельца. Восстановление трудовой книжки – долгий и сложный процесс.
- Владелец сам потерял документ
- Потеря документа по вине работодателя
- Если работодатель по халатности потерял документ
- Вследствие чрезвычайных происшествий произошла массовая утрата документов
- Как можно восстановить книжку, если предприятие больше не существует?
- Восстановление трудового стажа с помощью МФЦ
- Зaдaйтe вoпpoc юpиcтy > бecплaтнaя koнcyльтaция v
Причины, по которым может быть утеряна трудовая книжка:
- по вине самого владельца;
- по вине работодателя;
- вследствие стихийных бедствий;
- документ испорчен из-за механического воздействия.
Рассмотрим более подробно, как восстановить трудовую книжку при утере.
Владелец сам потерял документ
Если сотрудник имеет только единственную запись в трудовой книге и продолжает работать в организации, он может не беспокоиться, нужно ли делать дубликат. Достаточно подать заявление о потере работодателю, который в течение двух недель заведет новый документ.
Ситуация осложняется, если за плечами работника многолетний опыт работы в других фирмах. Восстановить трудовую книгу обязан кадровый отдел с последнего места работы. Понадобится собрать пакет документов для подтверждения своей трудовой деятельности:
- оригиналы предыдущих договоров о приеме на работу;
- расчетные листы, приказы об увольнении;
- выписка из Пенсионного фонда РФ.
Записи в трудовой книге восстанавливаются на основании этих документов. На новом бланке ставится печать «дубликат», и заполняются данные о работнике.
Запрещается делать отметки в книге вместо других организаций. Такая деятельность приравнивается к подделке документов. Вместо этого, в разделе «Сведения о работе» пишут общий стаж с предыдущих мест работы.
Бывают случаи, когда человек теряет книжку, не являясь трудоустроенным. Он может обратиться в Пенсионный фонд России, где восстановить документ достаточно просто. Для этого будет нужно:
- составить заявление об утере книги;
- отправить заявление по почте или подать его самостоятельно.
В течение 10 дней должен прийти ответ, где будут указаны организации, которые оплачивали страховые и пенсионные взносы за работника и его трудовой стаж.
Такой способ поможет восстановить записи за последние пять лет работы. Именно столько хранится информация в архивах пенсионного фонда.
Потеря документа по вине работодателя
После оформления человека на работу, ответственность за хранение его трудовой книжки возлагается на организацию.
Если работодатель по халатности потерял документ
В этом случае он обязан восстановить его самостоятельно. Для этого сотруднику потребуется обратиться с заявлением о предоставлении дубликата трудовой книги. Организация обязана сделать запросы в предыдущие компании для получения информации о периодах трудовой деятельности.
Сотрудник имеет право потребовать моральной и денежной компенсации когда:
- Работодатель не спешит выдавать трудовую книгу после увольнения. Бывший работник имеет право потребовать оплату за каждый день просрочки.
- Сотрудник понес расходы, восстанавливая документ, потерянный по вине организации.
Если работник задумывается, можно ли наказать работодателя за потерю трудовой книги, ему стоит обратиться в Трудовую инспекцию. За нарушение законодательства, организация будет привлечена к административной ответственности:
- индивидуальные предприниматели будут оштрафованы от 1 до 5 тысяч рублей;
- юридические лица обяжут заплатить от 30000 до 50000 рублей.
Вследствие чрезвычайных происшествий произошла массовая утрата документов
В этом случае, работодатель должен собрать комиссию из представителей власти, членов профсоюзов и установить стаж сотрудников.
Если данные о каком – либо месте работы отсутствуют, то достаточно найти двух свидетелей для подтверждения информации.
Как можно восстановить книжку, если предприятие больше не существует?
В случае если компания, в которой работал человек, была ликвидирована, существует один способ восстановления документов – обращение в Государственный архив. По закону все предприятия, завершающие свою деятельность, должны передать внутренние документы в это учреждение. В запросе нужно указать:
- ФИО бывшего работника;
- разыскиваемый период;
- причина, по которой делается запрос;
- контактный телефон и адрес.
Бывают случаи, когда предприятие не закрылось, а было преобразовано в другое юридическое лицо. Тогда все необходимые справки можно получить у нового правообладателя.
Если в архивных документах нет информации, работником может быть подан иск в суд для подтверждения стажа.
Восстановление трудового стажа с помощью МФЦ
Вопросы, которые связаны с выдачей дубликата трудовой книжки, не входят в компетенцию многофункциональных центров. Однако обращение в эту структуру может значительно упростить процесс восстановления трудовой книги. На основании принятого заявления от гражданина, МФЦ отправит запрос в ПФР и государственный архив, для получения информации о трудовой деятельности в определенный период.
После получения данных сотрудник центра выпишет справку, подтверждающую стаж работника. В трудовой книге будут восстановлены записи, о которых сохранились сведения в архиве.
Для обращения в МФЦ потребуется:
- паспорт гражданина РФ;
- СНИЛС.
В трудовой книжке фиксируется вся карьера человека. Этот документ часто требуется для получения справок, обращения в банк, устройства на новую должность. Поэтому если произошла потеря, не стоит тянуть время с получением дубликата. Стоит заранее заверить у кадрового специалиста ксерокопии страниц книжки. Это избавит от необходимости обращаться к бывшим работодателям и в архивы.
0 комментариев